Уважаемые доноры!
В настоящее время в государственной думе РФ рассматривается законопроект «О донорстве крови и ее компонентах», который предназначен для регулирования правоотношений в сфере донорства крови.
Руководство и коллектив ГБУЗ «ООСПК» внесли предложения в данный законопроект. В частности, в раздел «Меры социальной поддержки для доноров». С данными предложениями вы можете ознакомиться на нашем сайте.Уважаемый Николай Аркадьевич!
ГБУЗ «Оренбургская станция переливания крови» рассмотрев проект федерального закона №632281-5 «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – проект закона) представляет следующие предложения по внесению изменений в проект закона:
1. Пункт 1 статьи 2 изложить в следующей редакции: «донор – физическое лицо, прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь или ее компоненты». Далее по тексту встречается «физическое лицо».
2. Пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции: «донорство крови и (или) ее компонентов - добровольная сдача донорами крови и (или) ее компонентов, а также комплекс мероприятий, предусмотренных действующим законодательством РФ, направленных на организацию безопасной заготовки крови и ее компонентов».
3. Пункт 10 статьи 2 изложить в следующей редакции: «обращение донорской крови и (или) ее компонентов - деятельность, включающая заготовку, хранение, транспортировку, клиническое использование и создание запасов донорской крови и (или) ее компонентов, обмен, безвозмездное обеспечение, обеспечение за плату, утилизацию, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз за пределы территории Российской Федерации, а также для производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения и в научно-исследовательских и образовательных целях». Далее по тексту законопроекта указано «безвозмездное обеспечение».
4. Пункт 13 статьи 2 изложить в следующей редакции: «транспортировка донорской крови и (или) ее компонентов - медицинская деятельность, связанная с доставкой крови и (или) ее компонентов от организаций, осуществляющих деятельность в сфере донорства крови и ее компонентов в медицинские, научные и образовательные организации, а также в организации, осуществляющие производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Некорректное указание «от субъектов обращения донорской крови», а согласно п.12) ст. 2 проекта закона «субъект обращение донорской крови - доноры и организации, осуществляющие деятельность в сфере донорства крови и ее компонентов». Т.к. донор не имеет права осуществлять деятельность, связанную с транспортировкой донорской крови и ее компонентов.
5. Пункт 14 статьи 2 изложить в следующей редакции: «14) хранение донорской крови и (или) ее компонентов - медицинская деятельность, связанная с обеспечением целостности крови и ее компонентов, доступности и защищенности донорской крови и (или) ее компонентов с целью сохранения их биологических свойств в соответствии с установленным действующим законодательством РФ сроком и условиями хранения». В проекте закона техническая ошибка, вместо пп.14, указан пп.12.
6. Пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции: «Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. В настоящее время принят ФЗ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (вступил в силу с 01.01.2012г.).
7. Статью 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания: «Руководители предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, командиры (начальник) воинских частей осуществляют пропаганду донорства крови и ее компонентов».
8. Подпункт 2 пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции: «установления в Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 № 29 «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии» (далее - технический регламент о безопасности крови), требований к безопасности донорской крови и (или) ее компонентов при их заготовке, хранении, транспортировке и трансфузии (переливании)». Формально нет технического регламента с таким названием. В нормативной базе есть - Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 № 29 (с изм. от 12.10.2010) «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии».
9. Пункт 5 статьи 10 изложить в следующей редакции: «установление рациона питания донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно, на уровне не ниже примерного рациона питания, либо заменена денежной компенсацией в размере стоимости рациона питания».
10. Подпункт 5 пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции: «получение бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в случае возникновения у него реакций и осложнений, связанных с выполнением донорской функции».
11. Пункт 2 статьи 12 дополнить подпунктом 8 следующего содержания: «обязательное страхование за счет средств организаций, осуществляющих заготовку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов при причинении вреда его жизни и здоровью в связи с выполнением донорской функции».
12. Пункт 2 статьи 12 дополнить подпунктом 9 следующего содержания: «безвозмездное медицинское обследование донора перед сдачей крови и (или) ее компонентов и выдачу справок о состоянии его здоровья».
13. Пункт 2 статьи 12 дополнить подпунктом 10 следующего содержания: «бесплатный проезд в день сдачи крови и(или) ее компонентов до организации, осуществляющие деятельность в сфере донорства крови и ее компонентов».
14. Пункт 2 статьи 13 исключить из текста законопроекта. Некорректно, т.к. некоторые реципиенты хотят узнать, кто спас им жизнь, поблагодарить их за сданную кровь.
15. Подпункт 1 пункта 4 статьи 15 изложить в следующей редакции: «Запрещается заготовка, хранение и транспортировка донорской крови и (или) ее компонентов с нарушением технического регламента о безопасности крови и иных нормативных правовых актов РФ».
16. Пункт 5 статьи 16 изложить в следующей редакции: «Запрещается использование донорской крови и (или) ее компонентов:».
17. Статью 17 изложить в следующей редакции: «Организации здравоохранения, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также государственные научные и образовательные организации, относящиеся к государственной системе здравоохранения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и иные учреждения здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации обеспечиваются донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования безвозмездно в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации».
18. Пункт 2 статьи 19 изложить в следующей редакции: «Организации, осуществляющие деятельность в сфере донорской крови и (или) ее компонентов обязаны обеспечить контроль за соблюдением требований к безопасности донорской крови и (или) ее компонентов при их заготовке, хранении, транспортировке и трансфузии (переливании), установленных техническим регламентом безопасности крови». Некорректное указание «от субъектов обращения донорской крови», а согласно п.12) ст. 2 законопроекта «субъект обращение донорской крови - доноры и организации, осуществляющие деятельность в сфере донорства крови и ее компонентов». Т.к. донор не имеет права обеспечивать контроль за соблюдением требований к безопасности донорской крови
19. Пункт 3 статьи 19 изложить в следующей редакции: «Для обеспечения безопасности донорской крови и (или) ее компонентов организации, осуществляющие деятельность в сфере донорской крови и (или) ее компонентов внедряют систему менеджмента качества в соответствии с требованиями технического регламента о безопасности крови». Некорректное указание «от субъектов обращения донорской крови», а согласно п.12) ст. 2 законопроекта «субъект обращение донорской крови - доноры и организации, осуществляющие деятельность в сфере донорства крови и ее компонентов».
20. Пункт 3 статьи 21 изложить в следующей редакции: «Информация, необходимая для ведения базы данных донорства крови и ее компонентов, передается организациями, осуществляющие деятельность в сфере донорской крови и (или) ее компонентов, лечебно-профилактическими учреждениями на безвозмездной основе в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации деятельности службы крови». Некорректное указание «от субъектов обращения донорской крови», а согласно п.12) ст. 2 законопроекта «субъект обращение донорской крови - доноры и организации, осуществляющие деятельность в сфере донорства крови и ее компонентов». В ЛПУ есть сведения обо всех посттрансфузионных реакциях и осложнениях у реципиентов.
21. Статью 22 изложить в следующей редакции: «Меры социальной поддержки, предоставляемые донору, сдавшему кровь или ее компоненты».
21.1. Пункт 1 статьи 22 изложить в следующей редакции: «В день сдачи крови или ее компонентов донор обеспечивается бесплатным питанием за счет организации, занимающейся заготовкой донорской крови и (или) ее компонентов, рацион которого устанавливается в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится указанная организация. Бесплатное питание может быть заменено денежной компенсацией в размере стоимости рациона питания».
22. Пункт 2 статьи 22 изложить в следующей редакции: «По решению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при заготовке донорской крови и (или) ее компонентов с использованием мобильных комплексов заготовки крови и в случае невозможности обеспечения доноров бесплатным питанием (по установленному рациону) питание заменяется денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости примерного рациона питания донора, сдавшему кровь или ее компоненты».
23. Пункт 3 статьи 22 изложить в следующей редакции: «Донору, в течение года сдавшему кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, предоставляется право на первоочередное выделение льготных путевок на санаторно-курортное лечение по месту работы или учебы. Объем максимально допустимой для сдачи дозы крови и (или) ее компонентов определяется врачом при медицинском обследовании донора».
24. Статью 22 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «В день сдачи крови и(или) ее компонентов донору предоставляется бесплатный проезд до организации, осуществляющие деятельность в сфере донорства крови и ее компонентов».
25. Подпункт 3 пункта 1 статьи 23 изложить в следующей редакции: «бесплатное обеспечение льготных путевок на санаторно-курортное лечение по месту работы или учебы».
26. Пункт 1 статьи 26 изложить в следующей редакции: «Работодатели организаций, учреждений независимо от форм собственности, руководители научных и образовательных организаций, должностные лица организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обязаны:».
25. Пункт 1 статьи 26 дополнить подпунктом 5 следующего содержания: «осуществлять пропаганду донорства крови и ее компонентов».
26. Подпункт 4 пункта 1 статьи 26 изложить в следующей редакции: «предоставлять донорам, в том числе и военнослужащим освобождение от исполнения обязанностей в день сдачи крови и (или) ее компонентов, а также предоставлять дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови и (или) ее компонентов».
27. Статью 28 изложить в следующей редакции: «Возмещение вреда, причиненного здоровью человека вследствие деятельности в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов и противоправных действий организаций, осуществляющие деятельность в сфере донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации», Некорректное указание «от субъектов обращения донорской крови», а согласно п.12) ст. 2 законопроекта «субъект обращение донорской крови - доноры и организации, осуществляющие деятельность в сфере донорства крови и ее компоненто
Главный врач
Заслуженный врач РФ, к.м.н. Р.Г. Гильмутдинов